Пятница, 27.12.2024, 07:15
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ОЩУТИТЬ СВОЮ НУЖНОСТЬ…
PARRITETДата: Понедельник, 18.01.2016, 16:07 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Форумчане
Сообщений: 734
Статус: Offline
ОЩУТИТЬ СВОЮ НУЖНОСТЬ…

Чуть больше внимания к инвалидам, живущим рядом с нами, — и многие из них смогут жить полноценной жизнью, ощутить свою нужность… О проблемах людей с ограниченными возможностями и о том, реально ли эти проблемы решить, — беседа Леонида СУЩЕНКО с председателем Одесского городского общества инвалидов Николаем КОМАРОВЫМ.

СУЩЕНКО:
Наш собеседник — человек, награжденный грамотой Президиума Верховной Рады Украины, Министерства труда и социальной защиты, многими грамотами одесского городского головы, кавалер двух степеней ордена «За заслуги». Расскажите о себе.

КОМАРОВ: Мой путь самый заурядный. Мой отец — военно-морской офицер. Мать — военврач. Когда я должен был родиться, мать из-под Сталинграда поехала в Кировскую область. Там я и появился на свет. Мы много переезжали — по всему Советскому Союзу. В 1953 году приехали в Одессу — здесь я окончил школу. Служил в армии, в ракетных войсках стратегического назначения. Окончил физический факультет университета, работал на опытном заводе физико-химического института, занимался ростом кристаллов, — кстати, интереснейшая работа. В 40 лет вследствие производственной травмы стал инвалидом. С 1989 года возглавляю Одесское городское общество инвалидов. Член президиума Всеукраинской организации «Союз инвалидов Украины». Женат. Двое детей, двое внуков…

СУЩЕНКО: Каковы особенности рынка труда для инвалидов?

КОМАРОВ: Как бы должно быть: рынок рабочей силы инвалидов с одной стороны — и рынок труда для инвалидов с другой. Когда такая схема существует, эти две ветви работают в контакте, идут навстречу друг другу, тогда есть и рабочие места для инвалидов и пр. Сегодня рынка труда для инвалидов не существует. Просто есть некое стихийное понимание власть предержащих и остального общества того, что инвалиды нуждаются в работе. Сегодня никто не скажет определенно и достоверно, сколько инвалидов в государстве, области, городе может и хочет работать. По официальным данным, в Одессе проживает 49 тысяч инвалидов. Безусловно, не все они могут и хотят работать. А могут и хотят, по нашим прикидкам, около 10 процентов. То есть по Одессе без малого 5 тысяч инвалидов нуждается в трудоустройстве.

Где эти люди? Кто о них знает? Как создать для них рынок труда? Для начала нужно провести тотальное анкетирование инвалидов, создать единую базу данных. Одесское городское общество инвалидов уже второй год занимается этой проблемой. При помощи социологов Одесского политехнического университета мы составили анкету; при помощи программистов (оттуда же) создано программное обеспечение для обработки анкет. Даже начали проводить анкетирование: опрошено около полутора тысяч инвалидов. Но это, конечно, капля в море. Тем более, что мы стараемся работать на уровне всей Украины: разослали в регионы наши анкеты, программное обеспечение. Но загвоздка в самом процессе анкетирования.

СУЩЕНКО: Что же усложняет процесс?

КОМАРОВ: Отсутствует финансирование. В анкете более ста вопросов. Чтобы прийти к человеку и спросить у него все, что нужно, надо потратить полчаса — час. За это нужно платить — а денег у нас нет. Затем, после того как будет выявлено, сколько людей может и хочет работать, нужно провести классификацию: подсчитать тех, кто имеет специальность, тех, кто должен еще чему-то научиться или переучиться, кто готов работать на дому, а кто — на производстве. Когда мы получим такие сведения, то сможем сказать, что у нас есть рынок рабочей силы инвалидов.

Что касается рынка труда — то там полный непорядок. По действующему законодательству каждое предприятие вне зависимости от формы собственности обязано выделить 4 процента рабочих мест для инвалидов. В Одессе, если я не ошибаюсь, около 15 тысяч зарегистрированных предприятий — юридических лиц и около 60 тысяч частных предпринимателей. Даже если каждый возьмет к себе по одному человеку, то уже будет неплохо, все инвалиды будут трудоустроены. Но на самом деле ситуация не работает. Что необходимо?

Александр Владимирович Лукьянов разработал довольно убедительную концепцию, которую, на мой взгляд, следовало бы внедрять. В Одессе выделить примерно 100 предприятий, на каждом из которых можно было бы устроить около 50 человек. Повести мониторинг и выяснить, какие предприятия готовы и могут обеспечивать инвалидов рабочими местами. Здесь нужно бы проявить законотворческую инициативу и создать такой механизм, при котором те предприятия, где не созданы рабочие места для инвалидов и которые сегодня платят деньги в Фонд социальной защиты инвалидов, перечисляли бы те же средства предприятиям, создавшим рабочие места для инвалидов. Тогда можно было бы на предприятии, где работают инвалиды, создать необходимые условия.

Когда 1-2 инвалида приходят в здоровый коллектив, то реально никто не создаст им условий для работы. Ведь для 50 человек, работающих на одном предприятии, создать условия легче, чем для тех же 50 человек, работающих на 50 предприятиях. Если бы все это было бы сделано, то можно было бы сказать, что есть рынок труда.

Во времена Советского Союза в Одессе был завод «Полимер», на котором работало около 1100-1200 инвалидов. Там был и труд на предприятии, и надомный труд. На базе бывших инвалидных артелей были созданы: картонажная фабрика, завод металлоизделий (выпускали булавки и прочие мелочи), фабрика учебно-наглядных пособий. Массово работали инвалиды. Этого хватало. Система опиралась на централизацию. Не нужно было, чтобы на каждом предприятии создавались несколько специальных рабочих мест. Сделать бы такое, и можно было бы всерьез говорить и о рынке труда, и о рынке рабочей силы.

Под Киевом есть республиканский Центр профессиональной реабилитации инвалидов. Туда приезжают инвалиды со всех уголков Украины, полгода обучаются и получают хорошую специальность. Но когда возвращаются, скажем, в родное село, — оказываются не востребованными. Аналогичная ситуация с молодыми инвалидами, оканчивающими высшие учебные заведения. Получают диплом, — а устроиться на работу невозможно. В отделе по делам инвалидов горисполкома сейчас разрабатывают программу по трудоустройству молодых инвалидов, окончивших вузы Одессы.

СУЩЕНКО: Необходима серьезная работа по созданию базы данных. Есть ли возможность привлечения к такой работе волонтеров?

КОМАРОВ: К сожалению, сегодня говорить о волонтерском движении нереально.

СУЩЕНКО: Перед недавними выборами многие политические силы выражали желание помочь тем или иным категориям людей, в частности, инвалидам. Вызвался ли кто-нибудь помочь Вам в проведении анкетирования, создании базы данных?

КОМАРОВ: Открою Вам секрет. Когда к нам обратилась одна из партий, мы предложили совместить две вещи: наши агитаторы (инвалиды) будут ходить и агитировать за вашу партию (вы, естественно, за это платите), и параллельно они же будут проводить анкетирование. Партийные представители назвали какую-то смехотворную сумму в качестве платы за такую работу — что-то вроде 50 гривен в месяц. Исходя из возможностей инвалидов — это было просто смешно. Мы посмеялись и расстались.

СУЩЕНКО: Приведите, пожалуйста, несколько примеров того, что и как могут делать инвалиды.

КОМАРОВ: Немало людей за последние годы окончили вузы: кто-то стал юристом, кто-то — программистом. Александр Владимирович Лукьянов, о котором я уже говорил, — глубокий инвалид. Он окончил Одесский политехнический университет, светлая голова, блестяще работает. Его приглашали работать в Киев… Я хочу привести в пример общественное движение инвалидов. Например, человек вроде меня проработал до 40 лет, получил инвалидность. Ему пишут: «Инвалид I группы, стопроцентная потеря трудоспособности, нуждается в постороннем уходе». Но вот когда я стал председателем городского общества инвалидов, то, смеясь, говорил себе: «Ты работаешь в 2-3 раза больше, чем тогда, когда работал на предприятии». Со мной согласны многие активисты общественного движения инвалидов.

Мы пытались предлагать юристам считать такие общественные должности рабочим местом, учитывать эту работу в рабочий стаж, оплачивать ее и пр. Для сотен людей в Одессе и тысяч в Украине такая возможность решения личной проблемы трудоустройства — чуть ли не единственная. Человек, не способный самостоятельно передвигаться, но сохранивший интеллект, знания, память — работает на общественной должности. Но больше он нигде не сможет устроиться. Ведь проблема создания рабочих мест для инвалидов подразумевает еще и обеспечение условий доступности. Человек, которому суждено работать на предприятии, не всегда может попросту добраться до места работы. Если организовать центры работы инвалидов, то можно было бы содержать спецтранспорт, который привозил бы на работу, увозил.

СУЩЕНКО: Есть рабочие места, на которых успешно могли бы работать инвалиды. Например, «телефоны доверия». Ведь инвалид, перенесший стресс, мог бы быть хорошим советчиком для других людей, попавших в трудную ситуацию.

КОМАРОВ: Я считаю, что это правильный путь. Но есть еще проблема, связанная с налогами. Хотелось бы, чтобы те люди и предприятия, которые создают рабочие места для инвалидов, получали больше благ от государства. На Западе предпринимателю выгодно брать на работу инвалидов — снижается налогообложение, предоставляются какие-то льготы. Эти механизмы уже есть, их не надо выдумывать. К великому сожалению, вынужден сказать, что почти во всех случаях, связанных с решением проблем инвалидов, которым занимается наша власть, — превалирует поверхностный подход, формализм, непрофессионализм.

СУЩЕНКО: Не так часто Вы встречаетесь с властями. Пользуясь возможностью, можете обратиться к руководителям города.

КОМАРОВ: Отдел по делам инвалидов горисполкома был организован по инициативе нашего общества: идея была воспринята и оценена тогдашним мэром Эдуардом Иосифовичем Гурвицем. Собственно, он и является создателем этого отдела — первого и по сей день единственного в Украине. Были неоднократные попытки влить этот отдел в собес. Наши проблемы — это не работа собеса, и собес не сможет этим заниматься.

Я написал письмо Эдуарду Иосифовичу, в котором прошу сохранить отдел по делам инвалидов как самостоятельное структурное подразделение, и под ним подписалось еще более двадцати руководителей общественных организаций инвалидов города — то есть это мнение многих тысяч инвалидов. Хочу обратиться к Эдуарду Иосифовичу: желательно, чтобы отдел горисполкома по делам инвалидов подчинялся непосредственно Вам. Потому что если городской голова будет уделять внимание отделу, то и сам отдел будет работать хорошо, и всем нам будет лучше.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Общество инвалидов Харькова,© 2024Хостинг от uCoz